Очень часто требуется нарезать внешнюю резьбу, для таких работ вам потребуется специальный инструмент — плашка, еще ее называют леркой. С помощью плашки вы без проблем нарежете резьбу на арматуре, любом другом цилиндрическом предмете, подправите ее на сбившемся болте. Попробуем разобраться с видами резьбы .
Плашка метрическая.
Метрическая резьба наиболее распространенная, она используется в винтах, болтах и прочем крепеже. Такие лерки обозначаются буквой М. Следующая цифра означает диаметр и шаг резьбы. То есть плашкой М16 режут такую же и резьбу. Стандартный шаг такой резьбы 2. Подробную таблицу диаметров и шагов резьб можно посмотреть в этой статье. Если вам нужно нарезать простую резьбу, то измерьте диаметр штыря, на котором планируется нарезать, лучше всего использовать стандартный шаг резьбы для выбранного диаметра, поскольку это облегчит покупку гаек в будущем.
Плашка трубная
Трубная резьба существенно различается от метрической, в первую очередь это количество витков, она заметно крупнее и измеряется не в сантиметрах, а в дюймах. Наиболее частые размеры плашек 1/2″, 3/4″, 1″, более реже 1 1/4″ и 1 1/2″ и совсем уж редкие большие плашки на 2 и более дюймов. Трубные плашки бывают 2 видов: стандартная(J) и коническая(К). Чаще в хозяйстве используют стандартную цилиндрическую резьбу, коническую более редко. Коническая плашка имеет более глубокий заход, ей нарезать легче, она заметно толще. Фото стандартной трубной плашки на 1/2 дюйма.
Статья по теме — клупп для нарезки резьбы на трубах. Прочитав данную статью, вы сможете узнать, чем лучше нарезать резьбу на трубе, плашкой или клуппом.
Очень часто люди ищут необычные размеры плашек для всяких там китайских светильников и другой техники, это, как правило размеры 3/8″, 5/8″, найти такие плашки в продаже получается не всегда. Ситуация осложнается тем, что человек даже не знает, какая резьба на болте — трубная или метрическая. Это можно исправить, воспользовавшись штангенциркулем и резьбомером. Если ровный четный диаметр и шаг резьбы совпадает с шагом метрического резьбомера, то вполне вероятно, что ваша резьба метрическая. Также еще один прием, как узнать резьбу на болте — проверить ее с помощью плашки, накрутив ее прямо на болт. Попросите в магазине продавцов, чтобы они помогли подобрать плашку и все дела.
На данный момент плашки продаются в большинстве своем китайские, они не сказать, чтобы плохие, но заметно отличаются от советских, которые сохранились со времен Совдепа. Они самые лучшие, отлично режут металл, не тупятся, служат очень долго. А если увидите советский знак качества, то не раздумывая покупайте ее, она самая лучшая. Все-таки умели раньше делать инструмент, советские сверла(лучше всего кобальтовые сверла) и прочий металлорежущий инструмент ценятся мастерами выше, чем импортные, пусть даже самые дорогие.
Для того, чтобы нарезать внешнюю резьбу с помощью плашки вам понадобится собственно плашка и специальный вороток, в котором лерка закрепляется. Стоит заметить, что плашкодержатель — это универсальный инструмент, в него можно закрепить сразу несколько видов плашек. Например, хорошим спросом пользуются держатели м3-м10(можно закреплять лерки от м3 до м10), небольшие размеры наиболее часто нарезаются в домашних условиях. Если требуется больший диаметр, то следующий размер м10-м20(для лерок больших диаметров).
Как закрепить плашку в держателе. На плашке сбоку вы увидите специальные углубления для болтов, в них то и вставляйте болты воротка и крепко зажимайте.
Нарезая резьбу, соблюдайте простые правила — используйте бытовое масло(можно машинное), оно облегчает нагрузку на плашку, заметно легче резать с маслом, нежели без него. Крутить вороток следует медленно, стараясь не перекашивать. Помню как-то раз нарезали резьбу М10(нужно было сделать импровизированный болт длиной полметра), самое трудное было — это начать резьбу, в первый раз она у нас перекосилась, хорошо, что вовремя заметили. Так что при заходе выравнивайте плашку строго горизонтально. и вот когда мы закосили резьбу, то наша китайская плашка просто сломалась, не выдержать нагрузки. Мы взяли советскую и она справилась на отлично, когда крутили без масла, скрип стоял ужасный, однако все получилось. Вот вам налицо разница между импортной и советской.